Темная комната (обсуждение стихов Борисовой Татьяны)

“I am lost in a black chamber
There’s no way to turn back”
Blind Guardian

Солнце и звезды. Свет и тень. День и ночь. Все повторяется, чередуется, сменяет друг друга, снова повторяется. Дорога и дом. Точнее, темная комната дома за запертой изнутри дверью.

Утро. «Открыта дверь. Опять считать шаги» Пустая одинокая дорога. Пустая и одинокая, даже когда повсюду кипит жизнь, кричат люди, шумят машины, сигналят светофоры.

Бесцельное хождение, единственный сюжет которого – «робко заглянуть» в чьи-то «окошки», чьи-то «за окнами мирки». В непоколебимой уверенности: как хорошо там, как плохо здесь. Они там не знают. Не могут знать. Не должны.

Пора возвращаться. Комната. Снаружи кажется, что здесь «ни души не живет». Так лучше. Нет, так должно быть. Все так и думают! – Злость…

Ну и ладно! Закрыться, запереться, «успеть бы поставить затворы», отгородиться от всего и вся. Но оставить замочную скважину. Вынуть ключ. Вдруг заглянет кто-то. Чепуха, конечно. А вдруг… …Кто-то заглянул. Но так ничего и не рассмотрел,– просто через эту скважину действительно никого не видно: она «для всех приходящих с ответом, что здесь ни души». Ушел…

Эта комната нужна, нужна для того, чтобы сказать громкое «нет», все отринуть, отрицать – «не с небес она, и из недр едва ли». Это не «нет» чему-то конкретному, каким-то рамкам, законам,– это темнота в комнате, которая укрывает все, делает непонятным и незримым. («И вечер – мой друг // избавил меня // от поиска темных углов»). Почему взгляд со стороны замечает только пустоту и темную комнату? – может, потому что тот, кто здесь обитает, сам не в силах ответить, что же на самом деле скрывается там, в темноте?..

Здесь, в темной комнате, происходит разделение – кто-то остается на всю ночь в безмолвной черной пустоте, а кто-то выйдет этой ночью наружу. Но тождество, или хотя бы родство этих сущностей всеми силами отрицается: «заточу меня немую, в мир, где ползали кошмары», «пробужу меня другую». За что, та первая заслужила такое наказанье – добровольное и осознанное?

Тихонько потрескивает камин. Старый демон, легко пожирающий щепки, письма, черновики стихов, но почему-то неспособный разогнать тьму, наполнить пустоту Темной комнаты. Почему? Да ведь он просто играет с тенями… Огонь дает силы той, которая выйдет этой ночью в жар разгула, буйство ночной жизни «под вселенские гитары», и вернется уже заполночь.

Так вот за что та, первая должна быть наказана. – «Чужая» вина сваливается более глубокой темнотой комнаты. Но что такое?.. Почему виной становится гуляние под звездами?.. Кто определил наказание за это? Кто еще здесь в темной комнате незримый и ужасный нашептывает: плохо, так нельзя?.. А когда вины накапливается достаточно, та, которая была заточена в темной комнате, получает право на поступок: яркий, красивый прыжок «с небоскреба». Яркая кровь, яркие цвета костюма должны заставить всех оторваться от собственных дел, поднять головы, заметить. Но только сейчас. Не раньше.

До этого момента тот, кто попытается появиться, нарушить это одиночество – лишний, нежеланный гость, который пришел «оправдываясь пасмурной погодой». Его голос холоден (просто должен быть таким), как «вода», и все – фарс. В такой момент – обитатель комнаты и посетитель только две «пустых и одиноких оболочки». Пустота в душе, которая не может быть заполнена,– пустота комнаты, воспринимается как пустота в душе собеседника. Диалоги в пустоте, ничем не наполненные – только подчеркивают одиночество. Обитатель комнаты – просто ведет бесконечный пустой диалог с самим собой, играя фарс даже с самим собой, – приходя к выводу: в словах всегда ложь и только мысль честна. Но что это за мысль?

«Мы не едины», это только ты думаешь, что мы одно целое. Единственная отдушина – вынесена из реальности: «в твоих ладонях все богатства // когда ты сладко, сладко спишь…» – остальное – пустая комната.

Порой появляется уверенность в необходимости «быть самой собой». Неизвестно как, но – нужно!.. Но как раньше, проще оказывается уйти в темную комнату: «не так-то просто верить в чудо». «Я рада: никто не слушает вой моей разоренной души». Почему так важно, слушает кто-то или не слушает? Может, этот кто-то должен не слушать, но при этом слышать,– то есть знать, но не реагировать. Иначе – он поступит не по правилам. А этот кто-то есть всегда: где-то в мирках за окнами, или в одинокой пустой оболочке напротив.

Что есть «моя любовь»? – музыка, деревья, природа – все что угодно, но не конкретный человек. Поэтому тот, кто входит в этот момент в комнату, получает право принять на себя «роль» любви: «как хорошо, что ты пришел, пока моя любовь не задремала!» Так где же тогда она – «моя любовь»? Вот и ночь подошла к концу, а дальше день, и «позвала меня уже вчера // дорога». И «простудой эхо веселя», маленькая темная комнатка снова ищет тех, кто заглянув в замочную скважину увидит, что «ни души»…

Почему все так происходит? Мне кажется, это признак еще недостаточной зрелости – детская зачарованность уже исчезла, но взрослая уверенность еще не появилась. Самые главные вопросы, требующие ответа: а что же в действительности скрыто в этой темной комнате? Зачем и стоит ли разделять собственное Я на несколько противоречивых – когда все Я и светлые и темные сольются в одно целое, тогда придет и понимание и уверенность.

© Алексей Бойков