Кто сторожит сторожей?.. (Алан Мур - Хранители)

Закат эпохи героев в масках, альтернативная история, мир на краю третьей мировой (ядерной) войны, СССР все еще существует, доктор Манхэттен — сверхчеловек («Бог существует и он американец» (с) ) не только сдерживает возможную агрессию «красного» блока, но и занимается активным внедрением новых технологий в американскую повседневность — электромобилей, специальных тканей и материалов, сходных с современными нанотехнологиями, и еще многое многое другое.

Спусковым крючком сюжета оказывается смерть одного из бывших супергероев — Смехача (чей костюм с белыми звездами на синем фоне или красными кружками чертовски напоминает костюм Captain America, из чего образ Смехача получается еще более циничным). За расследование берется Роршах (визуальный аналог — Darkman, в графическом романе его биография будет освещена более подробно, в частности появление необычной маски), который в короткий срок приходит к выводу об «убийце масок» и поочередно связывается с остальными членами бывшей «бригады» справедливости. «Филин» (гротеск Batman'а) — единственный из бывших героев не испытывает отвращения к Роршаху и единственный, кто прислушивается к его словам. Филин — это действительно гротеск, довольно богатый, он все-таки в отличие от миллионера Уэйна, живет в обычной квартире и вынужден раз за разом вызывать слесарей для ремонта замков, которые раз за разом выламывает, появляясь, Роршах. Совершено покушение на Озимандию, еще одного из бывших суперменов (не Ironman ли?), который теперь стал успешным бизнесменом и звездой общественной жизни. Это покушение убеждает Роршаха в своей правоте и заставляет призадуматься Филина. «Шелковая тень 2» — мисс Юспешик живет со своим возлюбленным Джоном — доктором Манхеттеном (марвеловский Silver Surfer, который в оригинальном комиксе был буревестником, приводя к новым мирам ненасытного Галактикуса), доводы Роршаха не кажутся им убедительными, учитывая еще и личную неприязнь женщины к «угловатому» Роршаху, но еще через некоторое время между нею и Джоном происходит разлад, а буквально через несколько дней сам доктор Манхеттен будет изгнан с Земли и тогда человечество окажется как никогда близко к началу третьей мировой войны: по газетным хроникам мы видим, как СССР активизирует боевые действия в афганистане и пакистане, а без поддержки своего Супермена Америка не может себе позволить втянуться в эти «локальные» конфликты.

Смехач убит, на Озимандию совершено покушение, Манхеттен изгнан, мир на краю ядерной войны, — Роршах делает вывод, что целью «убийцы масок» является развязывание войны, а не просто сведение каких-нибудь старых счетов. Пытаясь докопаться до истины, он сам оказывается в ловушке, подстроенной хитрым противником, и попадает в тюрьму — личина Роршаха также оказывается раскрытой. Теперь из игры выведены почти все бывшие герои, и Филин решается «тряхнуть стариной». Вместе с Юспешик, с которой у него неожиданно развивается бурный роман (не вновь надетые маски ли тому причиной?), они вытаскивают Роршаха из тюрьмы. Между тем социальная обстановка накалена до предела: малолетние преступники, банды, гомосексуалисты, угроза ядерной войны, «громкие» скандалы вокруг бывших супергероев — события, которыми манипулируют СМИ, чтобы получить преимущество в конкурентной борьбе с себе подобными.

Манхеттен появляется и забирает Юспешик на Марс, чтобы «поговорить» о наступающей третьей мировой войне, Филин и Роршах остаются вдвоем: попытка найти Озимандию оказывается безуспешной, — он исчез из Нью-Йорка, зато в личных архивах бывшего товарища они обнаруживают доказательства его собственной причастности... и к смерти Смехача, и к скандалу, вынудившему Манхеттена покинуть землю. Покушение было устроено для отвода глаз. Герои летят в Антарктиду, где находится штаб Озимандии в надежде остановить самого «гениального человека на Земле», не очень-то веря, что способны с ним справиться. Между тем, Нью-Йорк атакован неизвестными существами, очевидно из параллельного мира — странные осьминоги, не выдержавшие телепортации, но перебившие, не смотря на это, половину населения города, а вторую заставившие сойти с ума от ужаса, — становятся для всего человечества тем фактором, который позволяет ему объединиться. Третья мировая не случилась. Америка и Союз снова «союзники» в предвестье инопланетного вторжения (и в этом есть та же ирония Мура над американскими штампами, в которых Америка вот уже много лет борется с Чужими, Хищниками, Марсианами и прочими нелюдями).

Осторожно, детали сюжета...

На заброшенной базе в Антарктиде встречаются прежние друзья: Роршах упрям и непримирим, он не способен принять «инопланетян» — масштабную акцию, спланированную и осуществленную Озимандией, ценой которой стало множество жизней, среди которых — Смехач, молодые художники и музыканты, создававшие «инопланетян», а также население Нью-Йорка, — как единственную пилюлю против войны. Роршах настаивает на необходимости всем рассказать правду, Юспешик и Филин готовы молчать, Манхеттен признает найденный вход единственным и вынужден уничтожить Роршаха.

[p=justify]Манхеттен возвращается на Марс. Филин и Юспешик остаются вместе. Озимандия — новый Македонский, — с горечью пересчитывает жертвы, на которые пришлось пойти, чтобы спасти землю.

Сюжет непрост. Основное расхождение между фильмом и оригиналом — в «инопланетянах». Хотя Зак Снайдер и скроил «изящнее»: выбросил лишнюю сущность, свалил угрозу на Манхеттена, сделал личный конфликт еще более острым — Роршаха не только приходится убить, но и Манхеттену приходится взять на себя роль «дьявола», — однако, Озимандия в финале Снайдера превратился в злодея, чего не произошло у Мура.

В оригинальной истории плохих «героев» нет, как и «хороших»: у каждого своя правда и каждый платит за нее собственную цену. Да и образ инопланетян, как я упоминал, также является артефактом культуры, дающий варианту Мура иной смысл, и теряющийся в варианте Снайдера.

В остальном же, фильм и роман дополняют друг друга — для русского человека комикс (а графический роман по форме своей и есть не что иное как комикс) не столь понятен, как для американца (поэтому мне, например, вместо того, чтобы смотреть двадцать пошаговых иллюстраций без текста было бы проще прочитать два абзаца), — фильм оказывается нагляднее, особенно в напряженных эпизодах (экшн, триллер), с другой стороны — «роман» объемней и богаче.

Начать хотя бы с того, что в романе каждая из двенадцати глав подписывается постскриптумом: фразой из стихотворения Уильяма Блейка, из Ницше, Энштейна и пр. Этакий синопсис главы, иногда дающий метафору происшедшему, иногда — дополнительную пищу для размышлений. Во-вторых, каждая из глав кроме последней содержит специальную «текстовую часть»: это либо фрагмент книги бывшего героя в маске — «Филина 1», который, кстати, в романе является лучшим другом «молодого» Филина, и будет убит шпаной во время массовых беспорядков и ненависти, поднятой СМИ к героям в масках. В своих мемуарах «Филин 1» рассказывает о феномене супергероя «изнутри», а кроме того делится некоторыми деталями предыстории нынешних событий и дает оценку, часто негативную, тем или иным персонажам. Именно ему принадлежит в сюжете фраза: «Бог существует и он американец».

Среди текстовых частей также статья о появлении и об исследованиях доктора Манхеттена, статья о развитии комикс-индустрии, в частности, об авторе комикса «Хроники Черной шхуны», один эпизод которой в унисон сопровождает все события, происходящие на улицах Нью-Йорка незадолго до его гибели. Сама история о бегстве «робинзона» с острова на плоту из мертвецов часто обозначает то или иное социальное явление. А сам образ «Черной шхуны» — корабля проклятых, куда забирают последних негодяев на вечную службу, — местами символизирует то человечество, то группу спасителей в масках. Переживший кораблекрушение превращается в «монстра», убивая направо и налево, — и Роршах или Озимандия , или Смехач совершают нечеловеческие поступки. Пережившего кораблекрушение забирает «Черная шхуна», где все матросы как один — подлецы и негодяи, и герои в масках часто ведут себя как негодяи, — и каким-то только Богу известным способам служат некоей высшей цели, пусть даже она иллюзорна. Что характерно, художник, создавший «Черную шхуну» погибнет в сюжете после того, как вместе с другими творцами, закончит работу над «инопланетянами» Озимандии.

Поднятые в романе темы: правда и справедливость, цель жизни и значение смерти, а также мелкими штришками — экология, значение теории относительности для понимания Бога, управление массовым сознанием и еще много чего.

Роман хороший, хотя как мне кажется всю его возможную глубину невозможно передать только иллюстрированным рядом, по мне — так картинок стоило бы сделать меньше (иллюстрировал же Профессор приключения Фродо эльфийскими рунами и никого это не напрягало), а текста — больше. Есть и ляпы, не знаю уж, намеренные или нет: код к секретным файлам Озимандии подбирается банальным «Рамзес», а умный компьютер еще и сообщает злоумышленнику — «код не полный» (дескать, продолжайте, вы на верном пути). Но это так придирки. Однако, рекомендовать могу не всем. Не рекомендую в первую очередь людям впечатлительным к жестокости (девушкам, например), потому что роман циничен и жЕсток. И, как следствие, жестОк. Роман, в котором идет борьба против насилия насильственными методами, и жестокостью пытаются победить (и побеждают) жестокость. Современный роман, поскольку в картину мира грамотно вплетены множество реалий нашей действительности.

© Алексей Бойков