99 франков

Неожиданно и очень бодро прочитал эту книжечку. Вещь понравилась, но примерно также специфически, как «клуб» Паланика: с грифом «отлично», но вряд ли ожидаю еще чего-то от автора. 2000-й год. Следующий, после Пелевинского «Поколения». Слишком близко (почти одновременно), чтобы подозревать плагиат, но книги похожи: вплоть до разрывающих повествование рекламных вставок — неснятых роликов. Итак, роман — это рассуждения, мысли и поступки рекламщика Октава, который признается, что ввязался в это дело в попытке разрушить систему «изнутри», но оказался беспомощен. Впрочем, главный герой — ненадежный рассказчик: позерства в его поведении больше, чем искренности. Плюс равнодушие, так критикуемое им в окружающих: «всем плевать». Плюс наркотики и выпивка. Плюс кредо времени — инфантильная боязнь ответственности (недаром, и Софи, и Тамара оставляют его). В общем, как и в бойцовском клубе, мы видим тот тип современного человека-манипулятора, который расчетлив, жесток, хитер, в меру равнодушен, в меру индивидаулистичен (эгоистичен), но при этом не взросл, не мудр.

Не муж, но воспитанный обществом робот, со слабой, едва оформленной личностью.

В текст вкраплены, кроме «рекламных пауз», факты о развитии индустриального общества (объемы производства и перепроизводства, выкупленные и уничтоженные патенты и пр.), цитаты (germany uber alles, худшая система...): стилистика гармонично меняется от художественной до публицистической, сохраняя высокую степень информационной насыщенности. В отличие от "Поколения" роман реалистичен. Здесь тоже есть «сильные мира», но сюжет не сводится к тайным обществам и конспирологии: наоборот, несмотря на всю абсурдность, ситуация дается как очевидное следствие суммы человеческих поступков: все логично, понятно и оттого не менее страшно. Финал с захватывающей все грезой выдержан в духе «Бразилии» и антиутопичен.

В целом, роман замечателен и, единственное, чего мне не хватило — глубины и объема. Короткая история проводит нас по верхушке реальности романа, большая часть остается «за кадром». Создается впечатление, что автор знает больше и мог бы рассказать много любопытного, но предпочитает недоговорить. Наоборот, обилие секса, наркотиков, имеющее твердое сюжетное обоснование, между тем, кажется, призвано отвлечь читателя от более серьезных тем.

© Алексей Бойков