Из пустой чашки (Кадиган — Чай из пустой кружки)Повесть Пэт Кадиган «Чай из пустой кружки» (а это, действительно, скорее повесть) — произведение не однозначное и вряд ли такое уж знаковое. Тем не менее, первая для меня книга серии BNW оказалась приятной находкой.
Во-первых, после очередного разочарования в фэнтези я, как в освежающий водоем, окунулся в порядком подзабытый мною жанр киберпанка (постмодернистский роман «Паутина» Шелли и роман Стила «Итерации Иерихона» не в счет).
Во-вторых, книга очень небольшая. Мне, как нелюбителю циклов («краткость — сестра таланта...») и даже толстых романов (по этой причине на полке стоят нечитанными «Облачный атлас», «Словарь Ламприера», романы Краули и Нила Стивенсона), средняя форма интересна в первую очередь потому, что основная масса новых идей и находок содержится именно в рассказах и повестях. В этом случае, форма большой повести или малого романа (как в случае Пэт Кадиган) выглядит многообещающей — и по возможности очертить идеи (достаточно мала) и по-возможности описать мир достоверно (достаточно велика).
В-третьих, книга по крайней мере неплоха.
Теперь, по существу.
Структура романа-повести интересна и необычна. Подобно «Страна чудес...» Мураками в «Чае из пустой кружки» чередуются мир вокруг одной героини и вокруг другой, неумолимо устремляясь друг к другу. Таким образом, кроме вступления («В начале») и окончания («Чай») мы имеем сменяющие друг друга эпизоды «Смерть в земле обетованной» (Константин) и «Пустая кружка» (Юки).
Метафора вынесена в заголовок. Где-то в тексте говорится о величайшем мастерстве древних японцев — пить зеленый чай из пустой кружки. Вот к этому-то мастерству или откровению и будут по желанию или против него стремиться героини повествования.
Не совсем гибсоновский киберпанк (хотя, каюсь, Стивенсоновский я пока не читал, да и Стерлинговский тоже), здесь нет ведущих борьбу корпораций. Виртуальные миры — не общая среда, через которую хакеры проникают в чужие хранилища или воруют с электронных счетов деньги. Виртуал у Кадиган попроще — это глобальный игровой ресурс, в котором наибольшей популярностью пользуются технофэнтезийные постапокалипсисы «Ну-Йок», «Л.Анджелес» и пр. Виртуальная реальность (ВР) — это эфирное время, за каждую секунду которого приходится платить, в котором процветает ложь и реклама, но в который, тем не менее, люди сбегают от тоскливой действительности. Для того, чтобы виртуальные миры оживали, пользователям приходится потреблять легальные наркотические средства. Более мощные наркотики — более высокие скорости и возможности в ВР.
Убит человек — Игучи. Причем, что поразительно, убит его аватар в ВР, и в то же самое мгновение в реальности убит сам Игучи. Несмотря на то, что некоторые секты всерьез твердят о возможности убивать людей через ВР, следователь, женщина по имени Константин, предполагает наличие некоей группировки, которая выслеживает таких одиночек и убивает их, чтобы создать иллюзию, будто физическая смерть наступает через ВР.
Расследование заводит ее саму в ВР, где в образе Мертвого Игучи, она встречается с возможными свидетелями и подозреваемыми.
Одновременно с этим, вдова Игучи — чистокровная японка (хотя Япония уже много лет как перестала существовать — погрузившись в океан во время одного из Землерясений), — Юки устраивается на работу в бывшую контору мужа, потому что считает, что хозяйка этой фирмы причастна к смерти или исчезновению Игучи.
Итак, две женщины через фантасмагорическое пространство ВР стремятся навстречу друг другу, ведомые общей кармой Игучи: одна ищет причины странных смертей (а Игучи оказывается не единственным убитым в виртуале), другая — ищет следы собственного мужа. Константин пытается найти банальные физические мотивы, причины и последовательности действий, Юки — поневоле вынуждена касаться таких тайн, как «выход вовне» из ВР, как «Старая Япония» в недрах ВР, как разум мертвого человека в пространстве ВР — и волей-неволей обе они становятся участницами рождения Мифа. Чая из пустой кружки.
Чем так уж интересен для меня киберпанк (впрочем, тут мы рискуем вступить в область терминологических споров. Скажем так: мне интересна ВР. А киберпанк — один из жанров, где ее нюансы раскрываются наиболее полно)? Причем мне интересно не то, как грязные оборвыши с инплантантами слоняются по гнилым апокалиптическим улочкам, а феномен слияния реальности и виртуала, в котором теряется граница между. Большинство вопросов, поднимаемых в киберпанке, Лем поставил еще в 60е гг в своей «Сумме технологий» и переосмыслил ближе к концу века в «Молохе».
Киберпанк интересен тем, что соотносится с нашей реальностью. Сначала теория относительности Энштейна, потом Кибернетика Виннера и теория информации Шеннона, а теперь — синергетика Хакена убеждают нас в огромном значении информации и информационных потоков для современного человека и общества. Все — что окружает человека есть информация. Мы — люди, универсальные машины переработки, передачи и накопления информации. Все теории жизни после смерти, эзотерические и сверхчувственные возможности для человека воплотимы уже сейчас и могут быть смоделированы (хотя бы в теории) виртуальной средой. Кроме того, средства коммуникаций и массовой информации уже создали некую сверхчеловеческую надстройку, соединив людей в группы, а группы в общества, которые в те или иные моменты выступают как самостоятельные образования/личности. Или, правильнее сказать, сверхличности.
Киберпанк — это способ моделирования общества нового типа. В «Паутине» Шелли проведена довольно удачная попытка. И у Пэт Кадиган есть определенные достижения на этом поприще.
Итак, первый вопрос, который ставится героями романа/повести: — какой ценностью должны обладать виртуальные богатства, чтобы стало возможным убить человека в реале?
Комментарий: сейчас существует довольно большое число онлайн игр, которые требуют вливания реального капитала — в самых пустяшных случаях на смайлики и аватарки, иногда — на снаряжение или квесты. А теперь представьте наличие в виртуале некоего артефакта, стоимость которого исчисляется человеческими жизнями, настоящими. Вернее, живые люди готовы платить за виртуальный артефакт настоящими жизнями...
Второй вопрос: — Ложь в виртуале, или, точнее, виртуальность и есть Ложь.
Комментарий: Героиня романа — Константин, — впервые погружаясь в ВР, читает предупреждение, что (примерно) «можно скрывать все, что угодно, можно говорить неправду, и, самое главное, необходимо помнить, что и все остальные в ВР — лгут». Каждый из нас сейчас, живет в точно такой же ситуации, просто ложь в виртуале еще не столь легализована, работает инерция реальности — этические традиции, зато никто не предупреждает против доверчивости, и чаще всего люди учатся на собственных ошибках: мошенничество в сети — это тема отдельного разговора, — банальная подмена своих фотографий чужими, выдумывание особенно интересных фактов биографии. Что говорить, если такие люди, как Леонид Каганов, используют виртуальных пользователей ЖЖ, чтобы ставить социальные эксперименты над участниками Грелки?
Главные недостатки проходят по категории не верю!, хотя прикрываются небольшим объемом произведения.
Обидно то, что самые главные «фишечки» истории как раз-таки не прописаны.
1. «Надевание» людей в виртуале
Осторожно, детали сюжета... |
На этом, собственно строится весь детектив. Есть новый наркотик, дающий не только сверхскорость в виртуале, но и позволяющий «эстетам» получить возможность надеть на себя другого игрока, как «костюм». Как правило, именно в этих случаях, игрок, с которым совершили подобное непотребство, и умирал в реале. Прописано плохо. Так и остается непонятным, как им все-таки это удается делать, и почему смерть так неизбежна.
|
2. Дверь «вовне»
Осторожно.. |
[p=justify]Мифический артефакт, на который ловят доверчивых пользователей. Хотя по сюжету и дается, что никакой двери нет и не было, все-таки неясно, а какого фига все так хотят ее отыскать. Можно предположить, что игроки хотят «пронести» свои сверхспособности в реал и для этого может понадобиться «дверь вовне», однако ж.... не прописано это. Увы.
|
3. «Старая Япония»
То же |
А вот эта сущность вообще раскрыта плохо. Что мы про нее знаем: мозги умерших японцев используются как некая нейронная сеть, обрабатывающая большие объемы информации, в частности, создающая то виртуальное пространство, которое живые люди так активно потребляют. Кроме того, мы можем предположить, что «призраки» мертвых владельцев мозгов, при таком подходе могут «всплывать» в этом самом виртуале, что нам замечательно демонстрирует призрак Игучи. Еще мы знаем, что мертвые (и живые) японцы хотят вернуть Японию, которая в реале погрузилась на дно океана, для этого создается закрытая область виртуала, причем восстановлению подлежит старая традиционная, а не испорченная постиндустральная Япония. Оживание Мифов, как раз и связано с появлением этой «Старой Японии». Но ведь опять, по тексту «Старая Япония» остается, скорее, лишней сущностью. Да она имеет место в повествовании: но что она такое, чтобы понять, поверить, почувствовать — этого нет.
|
Итоги. По-существу, «Чай из пустой кружки» — хорошая вещь для дебюта, однако, это не первый роман автора.
С другой стороны, роман мне понравился в достаточной степени для того, чтобы заинтересоваться другими произведениями, тем паче Грешники (1991) и Глупцы (1992) получили премии Артура Кларка. Не жалею, что книга оказалась на полке — уникальное оформление, шрифты, и небольшой размер — делают книгу приятным артефактом.
Книгу могу рекомендовать любителям киберпанка и околокомпьютерных сюжетов, но к must-read ее никоим образом отнести нельзя. В целом, понравилось.
почитать, рецензия, 2009 4
Оставить комментарий (будет виден только после проверки)
|