Авторская песня, русский рок и прочее в общем срезе развития российского искусстваСоственно, к этому короткому размышлению меня подтолкнула едва не начавшаяся в этой теме полемика по поводу бардовской песни.
Привожу фрагмент обсуждения:
Валыч: Многие любят бренчать на гитаре, от этого бардовская песня и другие направления не теряют своей серьезности.
rusty_cat: Вы считаете, что сейчас кто-то всерьез воспринимает бардовскую песню??? назовите хотя бы одного современного серьезного барда
old_fan: ты не прав! О'Шэннон, Щербаков, Третьяков, Иващенко... итд... (это я ещё украинских братков не называл)
|
Таки вот.
Теперь, собственно, о российском искусстве. Я не претендую на новизну, ибо основные аргументы взяты из не раз помянутой мною книги Мурашковского "Биография искусства" и хотя кое-кто может сразу же воскликнуть: "Как можно, это же ТРИЗ! Ведь, они меряют искусство линейкой и смотрят на мир через призму патентного бюро! Новизна — не главное, главное проработанность, достоверность, глубина и тд и тп. Это же искусство!" — возражу: Если бы новизна была бы не важна, а важно было бы только качество содеянного, пусть не нового — ходили бы мы до сих пор в очень добротных, качественных "мокроступах". Более того, не будь Пушкина, был бы другой "пушкин" и все было бы, вероятно, иначе в русском языке и русском искусстве, однако кто-то, подобный Пушкину все равно пришел бы, т.к. привнесенные им перемены сами собой назрели в тот момент.
Итак, коротко о "биографии искусства". Все мировое искусство рассматривается как непрерывный процесс появления, развития, расцвета, деградации художественных систем, сменяющих в этом процессе друг друга. На момент расцвета одной художественной системы (ХС) внутри нее как ущербные мутанты начинают появляться зародыши следующей. В тот момент, когда новая ХС только начинает развиваться, прежняя ХС еще крепка и только через определенное время вырождается. ХС редко исчезает окончательно и может существовать в виде отростков (случайных произведений) наравне с расцветающей новой ХС и зарождающимися в ней будущими поколениями.
Возьму за стартовую точку поэзию Серебряного века. Опуская детали, можно сказать, что лирическая поэзия развивалась и достигла своего наивысшего выражения именно в Серебряном веке (Цветаева, Пастернак, Блок — высоты почти невозможные), причина тут и сложные социальные отношения России. Суть в том, что когда лирика Серебряного века стала ощутимо себя изживать (темы были исчерпаны) сама история предложила новые темы — мировая война, Великая Отечественная. Следующий скачок / прорыв лирической поэзии пришелся на годы военные — военная лирика, в которой можно проследить и несколько "жирных линий" — лирика войны, лирика тыла в условиях войны, послевоенная лирика. Потом опять спад. Поэты продолжали писать о войне, но это было уже не так остро. ХС прошла этап насыщения, где-то внутри нее уже зародилось следующее.
Следующим для лирической поэзии стало слияние лирического стиха с музыкой, и именно в этом причина невероятного подъема бардовского движения. Здесь были свои жемчужины (Высоцкий, Окуждава, Городницкий), были и те, кто шел проторенной тропой (тот же Митяев, Розенбаум). В бардовской песне можно выделить опять же поднаправления: туристическая песня, городской романс, дворовая песня, остатки военной тематики. Обратите внимание, в пик своего развития (конец 50х-начало 60х) бардовская песня была непопулярна и именно в это время — она развивалась наиболее интенсивно. В тот момент, когда все новое в бардовской песне было пережевано и переварено, а сама она стала "мейнстримом" (конец 60-х-начало 70-х) развитие ее фактически завершилось.
Когда весь спектр выразительных средств бардовской песни был исчерпан, появилось новое: русский рок. Он вырос из бардовской песни. Ибо что есть "Машина времени", "Аквариум" в своем изначальном варианте? Ущербные барды. Первые проторили, а уже следующие расширили узкую колею русского рока и широкой поступью пошли — "Наутилус", "Кино", "Пикник" и другие. Будучи анти-"мейнстримом" они развивали новую ХС. В это же время мы можем наблюдать, что бардовская песня не исчезла совсем. Бардовская песня существует и сейчас. Есть даже звезды — Медведев, покинувшие нас Д'ркин и Непомнящий. Но того "всплеска" мы уже никогда не увидим, как ХС барды остались там, в "золотых" 60-70х.
Вслед за "подпольными" рокерами вышли рокеры общепризнанные и само рок движение стало дробиться, выжимая из ХС все возможное — появились всякого рода панки, харды, появились зачатки фолка, рэгги и пр.
Теперь несколько слов о рудиментах. Тех самых хвостах. Последним всплеском ХС является юмористическая антитема — пародия на ХС. Собственно, так и есть. Невозможно смеяться над тем, чего ты еще не знаешь. Но то, что хорошо знакомо, избито, изклишевано — уже достойно пародии, смеха над избитостью, штампами и клише. Шаов, "Филигон" и другие барды-пародисты подтверждают нам, что ХС бардовской песни кончилась. Не минула эта участь и русского рока — "Несчастный случай", "Ногу свело", "Манго-манго" — что это, как не шарж на русский рок?
Рок еще существует. Появляются искры и только подтверждают своими исключениями: "Мара" зажглась и хватило ее только на два альбома — все, тема исчерпана. "Белая гвардия" — нечто среднее между авторской песней и роком активно использует образы поэзии Серебряного и более ранних — это ли не шаг назад: как единичное явление существовать может, но представить группу команд создающих что-то подобное — нонсенс. Ранние "Ночные снайперы" — поэзия, образы и темы Серебряного в роке. Вовремя развалились. Павел Кашин — самые творческие два-три первых альбома, дальше — поэзия Золотого века (Пушкин, Лермонтов) и темы восточной философии (ау, Гребенщиков?).
Таким образом, к концу 90-х русский рок также себя исчерпал. В новый век мы вступили с остатками рока в виде рокопопса и выросшего до "шансона" блатняка. Собственно, когда блатняк развивался, а вырос он из остатков еще бардовской дворовой песни, — он тоже был недоформатом. Сегодня блатняк стал менее криминальным, стал более жизненным, стал уже вполне официальным "мейнстримовым" шансоном и также окончательно опопсел. Так что и тут финиш. ХС достигла своего развития.
Что можно сказать о нашем будущем, о лирической поэтической песне завтрашнего дня? Трудно что-то предположить. В прошлое всегда проще глядеть. Где-то в данный момент появляются "калеки" известных жанров — неизвестные экспериментируют в поисках новых тем, нового звучания, новых слов. Может быть это будет фолк (этнический — вроде "Пелагеи", или фолк-рок вроде "Мельницы" / "Полыньи", хотя "Мельница" кончилась, и отчего-то не видно у нее особенных перспектив, "Полынья" еще есть, значит, есть вероятность), может быть — что-то совсем другое (вот "Flёur" — что это такое и как много может быть вариаций такого?). А может быть, когда-нибудь лет через десять всех их и "Мельницу", и "Пелагею", и "Flёur" назовут каким-то одним новым термином? А может, все будет совсем иначе? Поживем, увидим.
статья, музыка, поэзия, 2010 2
Оставить комментарий (будет виден только после проверки)
|