Обсуждение Блохиной Ольги (2)Первое, что привлекает внимание в стихах Ольги,– это искренность. Здесь нет надрывных криков, здесь все тихо, просто и часто печально. Близкими сердцу оказываются умеренная печаль: Последней угловатой тенью // Мелькнули в небе журавли.// Растаяли,– еще мгновенье,– // И покачнулся край земли. – некое одухотворенное любование миром в попытке осмыслить и понять его значение: Шепот волн, шорох листьев, волненье прибоя, Горсть жемчужин в прозрачной руке, Проблеск памяти, сон, нет,– нас, кажется, двое, Мы – как рифмы в бегущей строке. – все это, без сомнения, присутствует в стихах Ольги. Наиболее удались, на мой взгляд, автору стихотворения о природе и стихотворения, в которых через природу раскрывается внутреннее состояние лирического героя. И стволы у деревьев, как свечи Догорают на сильном ветру, И все кажется, странные речи Кто-то чуждый бормочет в бору. Красочные, душевные и милые образы, часто раскрывающие истинное чудо существования человека в окружающем мире. Пахнет сеном и дикою мятой, И на сердце просторно, светло, И тетрадный листок, весь измятый, Белым голубем рвется в стекло. Менее удались, пожалуй, философские размышления. Объясняется это, вероятно, следующим. Лирический герой наблюдает, пытается обобщать, но, по какой-то причине, неспособен задать точный вопрос и ответить на него самому себе. На мой взгляд, объяснить это можно двумя причинами: либо некоторая склонность к печали, страданию, которая позволяет «не заметить» положительных моментов и понять мир в его полноте, и отсюда получаются шаблонные мотивы разочарования: Ты ищешь любви в этом мире, Ты все еще ищешь любви. Любовь – это то, что в эфире, А здесь – только грусть на крови. – либо нерешительность мешает отринуть устоявшуюся точку зрения, чтобы увидеть мир по-новому, и опять же, полнее, глубже его понять и передать читателю. И получаются такие строки, в которых больше вопросов, на которые дан один ответ: не знаю и вряд ли узнаю. А зачем, для чего, кто ответит? И земное оставив земле, Мы уходим, а взрослые дети, На вселенском летят корабле. И получается изначальное ожидание поражения, лирический герой в конце концов смиряется с неизбежностью, так и не ответив на вопрос: почему? Зачем? Зачем и почему он опускает руки и слишком часто уходит в мир снов? По технике стихов хочется отметить частое отсутствие даже приблизительных рифм (земля-заря, липа-черника, дверь-день), использование неоправданных шаблонных выражений (рифма лет-свет-нет-поэт, любви-крови, солнце включит алтарь, мир находил далекий и призрачный свет, часто употребляемое «ненастье»), излишняя последовательность повествования за счет использования деепричастий и союзов – «тот, что, который», в некоторых стихах сбивается ритм («О, небо, ты изогнутою чашей», «Ты меня предал или продал»), иногда употребляются неблагозвучные инверсии («Но все его слабее силы», «цветных осколков груда»), иногда размытые и штампованные образы. Что хотелось бы отметить – присутствуют красочные описания, часто очень яркие, живые образы, приятная звукопись, простота восприятия.
© Алексей Бойков |