Обсуждение прозы Сергея ИткуловаНа обсуждение были предоставлены рассказы «Палата №0», «Пословица недаром молвится», «Ключ от квартиры», «Человек, который задается», «Предсказание судьбы», «Ледяное безмолвие батареи», «Киборг», «Божественная комедия». За исключением «Ледяного безмолвия батареи», все произведения можно отнести к жанру т.н. «черного юмора». А если не делать исключений,– то к жанру «черного рассказа», который условно можно охарактеризовать фразой «в конце все умерли»,– ну или попали в больницу, оказались в дураках и т.п. Указанную подборку рассказов я условно разбил на четыре группы. В первую группу вошли «Палата №0», «Пословица недаром молвится», «Ключ от квартиры» – гротески жизненных ситуаций, представленные в черно-юмористической форме. И поэтому, вероятно, от рассказов остается ощущение натянутости. Хочется сказать «не верю». Если это – авторский ход, то очень хотелось бы понять, на что направлен такой ход. Из трех рассказов этой группы наиболее удачным я считаю рассказ «Палата №0». Вторую группу составляют «Предсказание судьбы» и «Человек, который задается». Эти рассказы высмеивают типичные человеческие глупости. Однако, на мой взгляд, сюжет проработан недостаточно глубоко. Автор не делает обобщений, не раскрывает причин и следствий. К третьей группе я отнес «Киборга» и «Божественную комедию». Эти рассказы характеризуются оригинальностью сюжета. Но все та же приверженность жанру «черного повествования» не позволяет получить максимальный эффект от авторских находок. Опять же, нет глубины. За внешней игрой не открывается внутреннее наполнение. Например, в «Божественной комедии», итогом всего оказывается известная мысль, что «слишком много зла под его (Бога) именем совершается». Самое короткое и самое серьезное произведение «Ледяное безмолвие батареи» я отнес в отдельную группу. Этот рассказ, на мой взгляд, более всего удался автору. Он силен своим реализмом, здесь нет черного юмора, почти нет сюжетных «натяжек». Подводя итоги, скажу, что технически автор достиг определенного уровня, – его язык, за исключением отдельных моментов, приятен и лаконичен, произведения изобилуют фразеологическими находками. В его рассказах видно, что подтолкнуло автора к написанию, что явилось причиной. Но сразу же хочется задать вопрос, а для чего, какова цель? Какие выводы сделал автор, поняв причины? Какие задачи ставил автор перед собой, и какие проблемы пытался решить каждым из указанных произведений? Я надеюсь, что очень скоро автор, ответив на эти вопросы, сделает новый шаг, надпереход в своем творчестве. И уже в следующих произведениях его творческих рост проявится как более глубокое понимание автором себя, окружающего мира, своего места в этом мире и пониманием того, что автор хочет и способен дать этому миру.
© Алексей Бойков |