Белая о сером (Обсуждение пьесы Ольги Белой «Белый на сером»)Наркотики все чаще становятся героями в современном искусстве. Кино, музыка, литература, газетные статьи, претендующие на художественность, стихи. Теперь вот, пьеса. Травка, кокаин, токсикомания, опиум, героин. «На хате» с друзьями, на молодежных вечеринках, в уборных школ, в элитных клубах, в прокуренных и грязных подъездах домов. 25, 20, 18, 16, 14 и далее по убывающей… Сюжет всегда разворачивается по одной и той же схеме. Молодые – чем моложе, тем злободневнее – люди определенного склада характера, обычно, на «слабо» или «при помощи» («по совету») друга (противоположного пола) впервые «пробуют». И вот она – «Запрещенная мечта»1. За закрытой дверью оказывается дорога, иллюзорно бесконечная, дающая шанс обойти, обогнуть все самые большие трудности и проблемы. «Да только мне плевать, ведь это их дерьмо // Это их проблема, а мне все равно»2 И сладкий голос говорит: Welcome Home, Darling!3 Леденцовые герои раскрашивают серое окружение в «тонкие запахи конфет»4, вычурно-яркие оттенки «губной помады» и лакированного блеска. Затем, наступает привыкание. Но страха еще нет. Сколько длится пока еще желаемое рабство – неизвестно. Для крыльев мотылька неожиданно обжигающим оказывается пламя, и внезапно сваливается тяжесть ранее незамеченной цепи. Нужно! «И торговец раем вынимает душу»5. Кто-то цепляется за соблазн легких денег и, приняв роль «торговца раем», пытается снова забыть, потерять тяжесть ржавой рабской цепи. Но выхода нет. Ни у тех, ни у других. Один за другим мотыльки «срываются камнями». Но «на краю обрыва вновь летят на пламя // сотни мотыльков-самоубийц»IV. Итак, сюжет не нов. Конец известен. Остается форма. Музыка гр. «Агата Кристи» как нельзя соответствует подобной тематике: «Плачущие Белоснежки», «атональные мотивы», «ночь, луна, потаенная война», «розы под наркозом». Однако, в данном случае следует быть осторожным, поскольку подобное оформление может придать пьесе оттенок извращенной романтики, и вызвать обратный эффект – не оттолкнуть, но привлечь молодых людей. «Мы летим – а вы ползете // Чудаки вы, чудаки»6. Ангел спрашивает: «Вы хотите знать, что такое наркотики?» Почему герой после смерти стал ангелом? Ангелы (от греч . angelos — вестник), в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях – посредники между богом и людьми. Не совсем понятна сцена 4-я. Танец Мутина и Алины. Возникает предположение, что девочка после звонка Насти покончила собой. Хорошая сцена с пытающимся взлететь Мутиным: получается, что «ангел-то он, конечно, ангел», но на небеса ему дорога «заказана». Яркий образ. Несколько натянуты околофилософские монологи. Например, монолог Макса: «Его дико не хватает…» Или, скажем, первая реплика во 2м действии Юры: «какого черта происходит в этом мире?» – выглядит неестественно и направлена исключительно на слушателя. Если воспринять фразу Алины – «потому, что он унес с собой половину меня» буквально, то, в принципе, становится понятна 4я сцена. Но идея, на мой взгляд, натянута (Мутин танцует с «прихваченной» «половиной» девочки). А весь монолог Алины сквозит штампованными фразами из слезоточивых мелодрам и «женских» романов: «Я наполовину пуста», «одиночество <…> воплощается в материю», «мне стоило прикоснуться к душе человека» и пр. Слишком много картинности и неестественности. Учитывая посвящение, желание написать подобное произведение появилось в ответ на реальные события. Ситуация представлена реалистично. Время и место действия – близки читателю. На произведение работает и собственный сленг. Вообще, текст прочувствован. Благоприятное впечатление производит стиль изложения. За исключением отдельных сцен, пьеса читается хорошо. Задевают «острые» моменты пьесы. Брат «подсаживает» сестренку на иглу. Злой «подсаживает» Алину, заявляя ранее, что не допустит этого. Пожалуй, автору можно посоветовать уделить особое внимание такой идее, как фальшь и предательства в отношениях субгруппы – «каждый за себя», «друзья» бросают Мутина, дружба – иллюзия, предательство Злого по отношению к Алине и пр. Все это показано, но сопровождается (или раскрывается?) авторскими рассуждениями; лучше, если зритель сам это почувствует в динамике событий, а то слишком похоже на лекцию. Вообще, в подобных произведениях следует как можно жестче относиться к героям, поскольку любая мягкость (жалость, попытка понимания) действует на подсознательном уровне как лозунг: «Стань таким, и тебя пожалеют». Не буду вдаваться в подробности, ибо это отдельная тема, но, увы,– такова природа человека. На мой взгляд, произведение неплохое. Хотелось бы познакомиться с другими произведениями автора, узнать, какие темы автор еще затрагивает в своем творчестве, проследить развитие собственного мировоззрения автора. Что же касается наркотиков, «У этой сказки нет концаIV». Не знаю в силах ли изменить что-либо данное произведение. Хотелось бы надеяться. I Агата Кристи. Позорная звезда II Агата Кристи. Хали-гали-кришна III Nightwish. Nymphomaniac Fantasia IV Агата Кристи. Опиум для никого V Ария. Ангельская пыль VI Агата Кристи. Опиум для никого
© Алексей Бойков |