Лизелотта Вельскопф-Генрих - Ночь над прериейЛет 15-20 назад имя германской писательницы Л. Вельскопф-Генрих было гораздо более известным, чем сейчас. А сегодня не всякий продавец в букинистическом магазине сразу припомнит, кто она такая. Между тем, по крайней мере одно ее произведение экранизировано, и экранизация эта весьма известна. Литературное наследие ЛВГ нельзя назвать особенно объемным: реалистический роман-трилогия о Германии времен фашизма («Два друга»), еще один роман о Германии «Жин и Ютта», несколько книг для детей и два цикла романов об индейцах — трилогия «Сыновья большой медведицы» о временах завоевания белыми земель индейцев дакота и пять романов (цикл «Кровь орла») о современной (XX век) жизни индейцев в американских резервациях. Последний роман цикла был опубликован посмертно, дописанный ЛВГ незадолго до смерти. На русский язык в настоящее время переведены три романа «Сыновей большой медведицы» («Харка...», «Топ и Гарри», «Токей Ито») и пилотный роман цикла «Кровь орла» — «Ночь над прерией». Издание романов датируется, в основном, концом 80-х — первой половиной 90-х гг (самое раннее издание «Харки...» — 1970, серия «Рамка», самое позднее издание «Топ и Гарри...» — 1995), и лишь роман «Харка — сын вождя» переиздавался позднее (Терра: 2000, АСТ: 2004). Таким образом, отечественному читателю ЛВГ известна именно своей индейской темой. И надо отметить, что по сравнению с другими авторами (Карл Май, Фенимор Купер), индейская тематика произведений ЛВГ пронизана исторической достоверностью, ощущением именно бесчестного вытеснения коренных народов пришельцами из-за океана, горечью об утерянной национальной гордости. Сюжет романа крутится вокруг молодых индейцев — Джонни Кинга, Квини и Гарольда Бута. Джонни Кинг (он же Стоунхорн, он же Инеа-хе-юкан) — двадцатитрехлетний индеец, родился в семье потомственных вождей, но в ту эпоху, когда бывшие вожди стали дебоширами и пьяницами, когда индейцами управляет белый суперинтендант (глава резервации), а совет старейшин превратился в совет стариков и бездельников: работы для неквалифицированных краснокожих нет, и те предпочитают предаваться пустым мечтаниям об ушедшем. С самого детства с юным Кингом происходят события, бросающие тень на репутацию его семьи и его самого: дед, бывший вождь, спился и избивал юного внука, за что мать мальчика убила его, тем самым связав имя семейства с ужасным словом «убийца». В школе Джонни был обвинен в воровстве денег с учительского стола, а позже, потеряв всякую поддержку со стороны соплеменников, связался с бандами и даже вступил в гангстерские структуры. Квини — молодая индианка, пай-девочка, которая с отличием училась в местной школе и была приглашена в художественное училище в городе, вдали от резервации, где ее талант начинает проявляться и первые картины получают высокую оценку. Гарольд Бут — сын белого и индианки, метис, будущий ранчеро, хороший ученик и во всей резервации известный как надежный, верный и во всех смыслах положительный человек, с молодых лет влюбленный в Квини и для всех в округе — лучший кандидат в ее мужья. Именно эти три характера выбирает автор, чтобы показать новое поколение индейцев — первое поколение после проигранной войны. Именно им придется решать вопросы не только собственной судьбы и жизни, но и будущего завтра своего народа. Книга начинается в тот момент, когда девушка возвращается в резервацию на каникулы, везя с собой гонорар за первую в своей жизни проданную картину. Здесь же объявляется Джонни Кинг, которого все в округе считают бандитом и негодяем. Тем более, что бывшие друзья Кинга шатаются в окрестностях и ведут себя далеко не цивилизованным образом. Возвращаясь домой, Квини попадает в грозу, настоящую степную бурю, и едва остается в живых: ее выручает Кинг. Прежние чувства к «брутальному» во всех смыслах (грубоватому, но привлекательному, сильному и решительному) юноше разгораются с новой силой и перерастают в настоящую влюбленность. В этот же момент герои подвергаются нападению: бывшие товарищи Кинга, следившие за девушкой, требуют от своего прежнего «шефа» гангстерского дележа добычи: прелестей Квини. Завязывается перестрелка с кровью и смертью и двоих влюбленных начинает связывать не только ночь единения и близости, но и тайна. Очень скоро, неожиданно для всей резервации, под косыми взглядами соплеменников Квини становится женой Кинга. С этого момента начинаются круги, которые предстоит преодолеть молодой семье: неодобрение родных (семья Квини прогоняет девушку), жизнь с пьяницей-отцом, нехватка денег (на Кинге — пятно, он не может найти работу, и в расход идут деньги Квини, вырученные за продажу картин), участие в родео, столкновение с прежней жизнью Кинга — с гангстерами, неожиданное внимание властей (когда Джонни попадает в застенки ФБР и исчезает из жизни резервации на долгие месяцы, а после возвращения — долгие месяцы приходит в себя от пыток и наркотиков), козни соседа Гарольда Бута (который оказывается порядочным только с виду, будучи на самом деле подлецом и негодяем), кражу лошадей (добытых такими нечеловеческими усилиями), знакомство с дальним родственником — стариком Инеа-хе-юканом, восстановление испорченной Бутом репутации Джонни, победу на канадском родео и, наконец, возвращение в свою резервацию, в свое ранчо с бизонами — символом былой славы и свободы индейцев. Итак, финал романа — это возвращение Джонни Кинга, потомственного вождя, и возвращение бизонов в бедные земли резервации. Вместе с ними возвращается надежда: у молодых индейцев появляется пример, цели и вера в их достижение, у стариков — надежда на будущее, пусть не свое, но хотя бы детей. Хэппи-энд. Индейцы ЛВГ разительно отличаются от, например, индейцев Карла Мая. Вместо приключений, перестрелок, погонь, скачек, в романах ЛВГ мы видим диалоги, вы видим подобие партии, пусть не стратегической, но хотя бы тактической, причем, в качестве фигур — живые люди, сомневающиеся, страдающие, испытывающие страх, отчаяние. Правда, некоторая "черно-белость" остается. Есть ярко выраженные злодеи (их в романе трое), но большинство героев — белых и красных — просто люди, к которым автор испытывает симпатию, пусть даже не всегда их поступки правильны и хороши с точки зрения этики. Обилие событий и поворотов (иногда, впрочем, предсказуемых) создает легкое ощущение мелодраматичности сродни бразильским сериалам. Однако поступки героев прописаны не топорно, ни в один момент не создается впечатление плохо прикрытого рояля в кустах, и даже если мы видим, что вот-вот герой ввяжется в драку, и понимаем, что это будет иметь для него самые плачевные последствия, видим мы также и то, что этот человек в данных обстоятельствах вряд ли мог поступить иначе. Пожалуй, самые "сказочные" эпизоды — это поиск пропавших «пионеров» и финальная психологическая гонка, где Кинг как-то уж очень просто побеждает опасного гангстера. Интересен быт. Пейзажи. Звери. Родео. Мысли и эмоции персонажей. Психологическая достоверность, кстати, характерная именно для женщин-писательниц. Наверное, хотелось бы немного больше индейской культуры — легенд, историй, рассказов стариков, воспоминаний. Намеки на них есть, даже влияние их на художницу Квини и ее картины словно бы ощущается, но самих эпизодов в романе — нет. Лично мне этого не хватает. Главная нить романа — реабилитация человека, с детства заклейменного «бандитом» и «пропащим». Причем, важное место занимает тот факт, что краснокожему герою в таких условиях вдесятеро тяжелее — на него готовы повесить любую гнусность, а поверить в его правоту и честность оказывается стократ труднее. Вместе с такой реинкарнацией в романе присутствует и обратный процесс: образ Гарольда Бута, внешне положительного героя, постепенно меняется, высвечивая фальшь, гнилое нутро, и умение обмануть всех одним только невинным видом. Опять же, что простят белому, не простят краснокожему. Ну и конечно — зарождающаяся надежда для представителей этой едва не потерянной культуры. Она выглядит намного честнее и естественней, чем победа синекожих аватаровцев в фильме Кэмрона. Может быть, это тоже сказка, но такая, в которую можно поверить. Не могу однозначно рекомендовать эту книгу. Если читателю нужна стрельба из луков, скачки по прерии и воинственные кличи индейских племен, здесь их нет. Здесь показаны совсем другие времена. Однако, сюжет достаточно динамичен и извилист, чтобы роман был интересен любителям приключений. Просто надо помнить: здесь нет схваток ковбоев с индейцами, нет "привычного" Дикого Запада. Если же читателю интересно взглянуть на жизнь индейцев после окончания войны, так ярко и часто наизнанку показанной в произведениях жанра, с этой книгой стоит познакомиться.
© Алексей Бойков |