Когда долго ждать високосного года...

Интро

Мой хороший школьный товарищ, нынешний добрый друг (и родственник) бросил ссылку на песенку группы «Сегодня в мире».

Он: — это типа белой гвардии, если не вдаваться в детали Я (после прослушивания) : — високосный год в юбках :) Он: — тоже вариант:)

Собственно, это было мое первое с группой.

Високосный год?

И все-таки я заинтересовался. Ведь нечасто появляются на наших просторах группы с неглупым интересным текстом. Недолгие изыскания вывели на сайт группы. Состав: Павел Серяков и Илья Сосницкий — ушедшие из «Високосного года» в 2006 и создавшие собственный коллектив.

Так вот почему, оказывается, так мучительно похожи аранжировки песен. Даже не похожи, а натуральная «калька», особенно в тех песнях, где основной вокал — мужской: такое ощущение, что вокалист даже поет, подражая Илье Калинникову. А песни с женским вокалом у группы можно по пальцам пересчитать.

Что же «Високосный год»? — Неформатный коллектив, выпустивший единственный на сегодня альбом (2000-Который возвращается), а в период с 2002 по 2006 — в год по одной новой песне («Кино», «Приносящий удачу», «Кто здесь», «Никого, кроме тебя», «Звони») — с такой политикой трудно заполучить фанатов, которых периодически нужно баловать «новинками», а тут — 4 года перерыв. Только верные поклонники группы еще ждут от нее чего-то, потому что внимательно следят и знают — группа по-прежнему существует.

У Високосного года есть свой стиль и своя тема. Кое-кому они могут показать однообразными: дескать, все песни на один мотив, — я не согласен, хотя доказывать не буду... Так вот, ВГ очень хорошо в своем творчестве передают коренное противоречие человеческой судьбы — ощущение необратимости. Такое ощущение возникает, когда, например, целый месяц посещаешь фотокурсы и в команде с совершенно незнакомыми прежде людьми совершаешь какие-то открытия, достижения, а главное — чувствуешь высший смысл своей деятельности, радость, стремление, победу, процесс.... и бац, последнее занятие закончилось, вручили дипломчик и едешь домой, зная что никогда уже не вернуть назад этого волшебного чувства. Или на утро после выпускного. Или когда привыкнув к тому, что рядом — любимый (привычно любимый) человек, обнаруживаешь, что его не стало («друг, оставь покурить — а в ответ тишина» (ц)), и начинаешь осознавать, сколько всего можно было сказать или сделать. А уже поздно. В общем, «Високосный год» поет об этом. И хорошо поет.

И вот мы получаем новый фрукт: «Сегодня в мире». Кроме «кальковости», которая бросается в глаза, хочется отметить «простоватость» песен. Тексты очень неплохи — «Високосный год» напополам с «Зимовьем зверей», но без эмоциональной глубины первых и без цитатной сложности вторых. Темы — социальные, современные. Название — «Сегодня в мире» — очень даже подходит.

Из песни «Пожарные ждут звонка»

Мне словно семьдесят восемь лет,
Я помню Beatles и Radiohead
И пусть хоть все звёзды построятся в четыре ряда —
Я уверен, что даже тогда…
Я всё вижу сон, как мёртвые души
Лбы разбивают об пол,
А их седой господь затыкает уши,
Пьёт пиво и смотрит футбол.
Мы тащим мир на своём горбу,
А он всех нас видит в гробу,
Мы ловим жизнь на бегу,
Не пожелать и врагу,
Мы лишь овощи в этом рагу.

И все-таки, есть в этом какая-то простота — будто рассуждение с «вумным» видом о банальных, очевидных вещах.

Таким образом, все всей хорошести молодого коллектива, я отчего-то почувствовал внутренний протест: «что-то не так», и тут уж начал цепляться к мелочам. Например, цитата с сайта, «история» группы:

Истории всех групп сегодня в мире похожи одна на другую. Сначала участники случайно знакомятся, потом пробуют вместе работать, потом у них что-то начинает получаться, а потом у них получается всё. Кульминацией всех историй становится фраза про то, как группа «проснулась знаменитой», «снискала феноменальную популярность», и «добилась умопомрачительного успеха». Представьте себе в красках любую из этих историй, а главную фразу вставьте в то место, которое покажется вам наиболее привлекательным. Кульминация в нашей истории, зависит только от вас.

О чем сказали? Зачем это заигрывание? Зачем помещать этот по сути «пустой» раздел на сайт, если Вы — серьезная, умная команда? Или вся эта «вумность» напускная и Вы пытаетесь играть не свои роли?

Дальше — больше. В жж группы, который, кстати, все-таки оригинален: каждый месаж в нем — это письмо Дневнику, навроде, «Здравствуй, Дорогой Дневник...» Такое мы конечно уже видели, и, пожалуй, не раз, но все-таки... неплохо. И тут же — бац, анализ песни «Звони» догадываетесь кого. Убрал текст под спойлер, ибо содержит ненормативную лексику:

Лирический герой утверждает, что по всем телефонам Земли ему не найти её. Он это постулирует. Принимает как данность. И что же дальше? А дальше «что-то» ему говорит: «звони, звони». То есть займись, займись хуйней, лирический герой! Вместо настоящих поисков, займись их имитацией! Давай! Если бы у лирического героя хватило ума послать это говорящее «что-то» в жопу, песня от этого безусловно выиграла бы. Но увы. Увы, и автор поддерживает своего героя в его совершенно бесполезных и бессмысленных (но очень похожих на настоящие) действиях, вынося совет говорящего «чего-то» аж в название песни. Что ж. Каков лирический герой, таков и автор. Точнее, наоборот. Пламенный привет поклонникам «Високосного Года»!

Мало того, что выражения нецензурны, что само по себе отталкивает (мы с Вами помним «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» (ц)). Но и наводит меня на мысль, что анализ произведен поверхностно. Собственно, рецензент поспешно ухватил первый слой текста «Звони» — самый простой, самый очевидный, — и сделал выводы, хорошо коррелирующие с общим отсутствием глубины текстов самой группы. Ведь, по сути, всякий человек, включив голову дойдет до той стены о которую бьется лирический герой песни «Звони». Но в том-то и цель поэзии: «мы не врачи, мы — боль» (ц) — показать зеркало, а ты уж сам делай выводы: хочешь ты продолжать биться головой и получать мазохистское удовольствие, или в следующий раз поступишь наоборот. Ну и, наконец, поступив наоборот, включишь песню «Звони» и с мазохистским наслаждением помечтаешь о том,что можно было побиться головой.

Т.е. каков анализ, таковы и собственные тексты — простые, очевидные, прямолинейные, «плакатные» — что не есть плохо, но говорит о многом. Если чуть-чуть глубже копнуть тексты самой группы, то бросается в глаза тот факт, что это — будто ответ «Високосному году»: оптимистичный настрой, сильные лирические герои, принимающие самостоятельные решения, не «бьющиеся головой», но и только. Даже стилистически — ВГ. Вместо «Нам играют живые Битлз и стареющий Эдриан Пол» — «Я помню Beatles и Radiohead». «Бог, открывающий двери» превратился в «А их седой господь затыкает уши». Последний романтик из «Тихого огонька» объявлен ненужным: «Романтики исчезли неспроста, // Время всё расставляет по местам». А ведь про мизерность различия между сценарием и антисценарием, раз уж рецензент помянул Фрейда, говорил еще Эрик Берн.

Итак, группа «Сегодня в мире» интересна — это факт. Но есть ряд «но», который не позволяет мне однозначно рекомендовать ее и даже сколь-нибудь уверенно говорить, что я буду следить за ее движением. Буду, до какой-то степени. Они либо справятся с комплексами — и у нас будет новое Имя (намеки на это имеются, в целом, более вдумчивые синглы и красивый альбом-посвящение «Песни новеллы Матвеевой», где, увы, текст — не свой), либо скатятся в плагиат или попсу (предпосылки этого тоже имеются).

© Алексей Бойков