Когда долго ждать високосного года...ИнтроМой хороший школьный товарищ, нынешний добрый друг (и родственник) бросил ссылку на песенку группы «Сегодня в мире».
Собственно, это было мое первое с группой. Високосный год?И все-таки я заинтересовался. Ведь нечасто появляются на наших просторах группы с неглупым интересным текстом. Недолгие изыскания вывели на сайт группы. Состав: Павел Серяков и Илья Сосницкий — ушедшие из «Високосного года» в 2006 и создавшие собственный коллектив. Так вот почему, оказывается, так мучительно похожи аранжировки песен. Даже не похожи, а натуральная «калька», особенно в тех песнях, где основной вокал — мужской: такое ощущение, что вокалист даже поет, подражая Илье Калинникову. А песни с женским вокалом у группы можно по пальцам пересчитать. Что же «Високосный год»? — Неформатный коллектив, выпустивший единственный на сегодня альбом (2000-Который возвращается), а в период с 2002 по 2006 — в год по одной новой песне («Кино», «Приносящий удачу», «Кто здесь», «Никого, кроме тебя», «Звони») — с такой политикой трудно заполучить фанатов, которых периодически нужно баловать «новинками», а тут — 4 года перерыв. Только верные поклонники группы еще ждут от нее чего-то, потому что внимательно следят и знают — группа по-прежнему существует. У Високосного года есть свой стиль и своя тема. Кое-кому они могут показать однообразными: дескать, все песни на один мотив, — я не согласен, хотя доказывать не буду... Так вот, ВГ очень хорошо в своем творчестве передают коренное противоречие человеческой судьбы — ощущение необратимости. Такое ощущение возникает, когда, например, целый месяц посещаешь фотокурсы и в команде с совершенно незнакомыми прежде людьми совершаешь какие-то открытия, достижения, а главное — чувствуешь высший смысл своей деятельности, радость, стремление, победу, процесс.... и бац, последнее занятие закончилось, вручили дипломчик и едешь домой, зная что никогда уже не вернуть назад этого волшебного чувства. Или на утро после выпускного. Или когда привыкнув к тому, что рядом — любимый (привычно любимый) человек, обнаруживаешь, что его не стало («друг, оставь покурить — а в ответ тишина» (ц)), и начинаешь осознавать, сколько всего можно было сказать или сделать. А уже поздно. В общем, «Високосный год» поет об этом. И хорошо поет. И вот мы получаем новый фрукт: «Сегодня в мире». Кроме «кальковости», которая бросается в глаза, хочется отметить «простоватость» песен. Тексты очень неплохи — «Високосный год» напополам с «Зимовьем зверей», но без эмоциональной глубины первых и без цитатной сложности вторых. Темы — социальные, современные. Название — «Сегодня в мире» — очень даже подходит. Из песни «Пожарные ждут звонка» Мне словно семьдесят восемь лет, Я помню Beatles и Radiohead И пусть хоть все звёзды построятся в четыре ряда — Я уверен, что даже тогда… Я всё вижу сон, как мёртвые души Лбы разбивают об пол, А их седой господь затыкает уши, Пьёт пиво и смотрит футбол. Мы тащим мир на своём горбу, А он всех нас видит в гробу, Мы ловим жизнь на бегу, Не пожелать и врагу, Мы лишь овощи в этом рагу. И все-таки, есть в этом какая-то простота — будто рассуждение с «вумным» видом о банальных, очевидных вещах. Таким образом, все всей хорошести молодого коллектива, я отчего-то почувствовал внутренний протест: «что-то не так», и тут уж начал цепляться к мелочам. Например, цитата с сайта, «история» группы:
О чем сказали? Зачем это заигрывание? Зачем помещать этот по сути «пустой» раздел на сайт, если Вы — серьезная, умная команда? Или вся эта «вумность» напускная и Вы пытаетесь играть не свои роли? Дальше — больше. В жж группы, который, кстати, все-таки оригинален: каждый месаж в нем — это письмо Дневнику, навроде, «Здравствуй, Дорогой Дневник...» Такое мы конечно уже видели, и, пожалуй, не раз, но все-таки... неплохо. И тут же — бац, анализ песни «Звони» догадываетесь кого. Убрал текст под спойлер, ибо содержит ненормативную лексику:
Мало того, что выражения нецензурны, что само по себе отталкивает (мы с Вами помним «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» (ц)). Но и наводит меня на мысль, что анализ произведен поверхностно. Собственно, рецензент поспешно ухватил первый слой текста «Звони» — самый простой, самый очевидный, — и сделал выводы, хорошо коррелирующие с общим отсутствием глубины текстов самой группы. Ведь, по сути, всякий человек, включив голову дойдет до той стены о которую бьется лирический герой песни «Звони». Но в том-то и цель поэзии: «мы не врачи, мы — боль» (ц) — показать зеркало, а ты уж сам делай выводы: хочешь ты продолжать биться головой и получать мазохистское удовольствие, или в следующий раз поступишь наоборот. Ну и, наконец, поступив наоборот, включишь песню «Звони» и с мазохистским наслаждением помечтаешь о том,что можно было побиться головой. Т.е. каков анализ, таковы и собственные тексты — простые, очевидные, прямолинейные, «плакатные» — что не есть плохо, но говорит о многом. Если чуть-чуть глубже копнуть тексты самой группы, то бросается в глаза тот факт, что это — будто ответ «Високосному году»: оптимистичный настрой, сильные лирические герои, принимающие самостоятельные решения, не «бьющиеся головой», но и только. Даже стилистически — ВГ. Вместо «Нам играют живые Битлз и стареющий Эдриан Пол» — «Я помню Beatles и Radiohead». «Бог, открывающий двери» превратился в «А их седой господь затыкает уши». Последний романтик из «Тихого огонька» объявлен ненужным: «Романтики исчезли неспроста, // Время всё расставляет по местам». А ведь про мизерность различия между сценарием и антисценарием, раз уж рецензент помянул Фрейда, говорил еще Эрик Берн. Итак, группа «Сегодня в мире» интересна — это факт. Но есть ряд «но», который не позволяет мне однозначно рекомендовать ее и даже сколь-нибудь уверенно говорить, что я буду следить за ее движением. Буду, до какой-то степени. Они либо справятся с комплексами — и у нас будет новое Имя (намеки на это имеются, в целом, более вдумчивые синглы и красивый альбом-посвящение «Песни новеллы Матвеевой», где, увы, текст — не свой), либо скатятся в плагиат или попсу (предпосылки этого тоже имеются).
© Алексей Бойков |