Розенкранц и Гильденштерн мертвы (фильм)Восхитительная экранизация пьесы Тома Стоппарда с неподражаемыми Гэри Олдманом и Тимом Ротом в главных ролях, сюжет пьесы базируется на бессмертном творении Уилла Шекспира «Гамлет», хотя на ее место автор мог подставить любой мало-мальски известный прототип. Главный приз МКФ в Венеции в 1990 году. История, рассказанная Томом Стоппардом, это история живых персонажей, связанных картонностью драматического сюжета. Они могут чувствовать и думать что угодно, но в следующем акте пьесы — каждый из них сыграет свою роль. Этот вынужденный фатализм ярко иллюстрирует эпизод с подбрасыванием монеты: всем нам известно, что выпадение «орла» или «решки» — равновероятные исходы, но внутри пьесы законы физики отменяются, энтропия отсутствует и монета падает всегда на одну сторону. Итак, два второстепенных персонажа «Гамлета» — Розенкранц (Олдмэн) и Гильденштерн (Рот), хотя поскольку в пьесе они всегда неразлучны, и всегда действуют как «Р и Г», то и тут — они с трудом могут вспомнить, кто же из них все-таки Розенкранц, а кто — Гильденштерн, — два второстепенных персонажа пьесы получают от автора возможность рассказать свою версию «Гамлета», начиная с того момента, когда они были вызваны во дворец («Был нарочный» — «Нас позвали»). Поскольку все эти эпизоды в оригинальной пьесе, т.е. «в кадре», в предопределенной части истории, «опущены» — персонажам Р и Г приходится самостоятельно заполнять «пробелы», совершенно нелогичными, абсурдными, и часто забавными деталями. Жизнь Р и Г «в кадре» Гамлета ограничивается парой-тройкой фраз. Это та часть договора, которую им никак не изменить. Зато стоит только шуму отыгранной сцены стихнуть где-то за пределами кадра фильма, как герои оказываются в вакууме между этими самыми сценами. И вот тут-то они уже могут наболтаться вдоволь: они разгадывают интриги двора, они рассуждают о своем бытии (ведь они замечают нелогичность окружающего их пространства-времени) и обо всем происходящем. Наконец, общий дух предопределенности обостряется введением в сюжет «Гамлета» труппы бродячих артистов и их директора — почти Дьявола, — которому известно все, что произойдет далее, и он будто издевается над персонажами Р и Г — предлагает подбросить монету (монета падает всегда на одну сторону!), показывает им настоящую историю Гамлета, в которой они легко узнают себя и конец, который их ожидает. Это словно «Сто лет одиночества» наоборот: написанная автором история показана ее персонажам заранее. Наполненные неожиданным знанием, Р и Г пытаются противостоять предопределенной сюжетом пьесы смерти, воруют рекомендательные письма и т.п., но в конце концов и это оказывается невозможным. Они вынуждены оставаться в русле сюжета. И если в пьесе есть момент гибели персонажей Р и Г, то и тут, несмотря на все их попытки что-то изменить между сценами пьесы, звучит труба — в сцене пьесы они все равно до конца отыграют свои роли. Собственную смерть. Наконец, в устах директора бродячей труппы звучит несколько слов о публике и пьесах: «мы можем вам выдать кровь и любовь без риторики или кровь и риторику без любви; но я не могу дать вам любовь и риторику без крови. Кровь обязательна, сэр». Актер предлагает им за небольшую плату принять участие в пьесе, но весь их мир и есть та самая пьеса, которая может содержать любовь, риторику, и обязательно заканчивается кровью. Замечательный фильм, но любителям экшна скорее всего покажется скучным.
© Алексей Бойков |