Азимов и Основатели (Азимов - Основание/Академия)

За прошлую неделю (т.е. почти две недели назад) прослушал трилогию Азимова. Читал ее лет десять назад в этом же самом варианте, год назад слушал первую «Академию», а тут уцепился за полную трилогию, прочитанную Герасимовым. Во-первых, к чтению подходил с некоторой опаской — как она, обычная фантастика воспримется сейчас — после Эко, Сарамаго, Рансмайра и других представителей мировой прозы? Брэдбери и Воннегут уже прошли проверку, а, например, Шекли, Саймак, Азимов нет. Во-вторых, хоть любую книгу нужно читать в бумаге, времени на особенно толстые произведения в ближайшее время у меня не предвидится, тем более, перечитывать читанное: «Основателей» Азимова, «Одиссеи» Кларка, «Дюну» и пр. Поэтому то, что возможно, я все-таки пробую слушать. Иначе, руки точно не дойдут до классиков наших фантастических.

Грандиозный социальный эксперимент, задуманный Мастером Айзеком и вложенный им в руки психоисторика Гарри Сэлдона. И хотя все эти тысячелетия человеческой истории, Империя с императором в галактических масштабах сейчас, по прошествии всего нескольких десятков лет, уже кажутся наивными, главное — сам социальный эксперимент, — воспринимается серьезно и ставит перед читателем довольно много вопросов.

Итак Азимов/Сэлдон создал науку — психоисторию, — которая, подобно законам термодинамики, способна описывать социальные процессы и предугадывать/рассчитывать их развитие.

Это изобретение применено Сэлдоном, хотя определенная ответственность лежит на самом Мастере: почему для своего эксперимента Азимов выбрал именно такие «тепличные» условия — распад Империи, деградация человечества и возвращение к феодальному строю (в галактических масштабах)? Возможно, причина в том, что Мастеру нужен был известный социальный материал — т.е. своеобразное повторение пройденного: религия, торговля, индустрия. Я вижу тут по крайней мере два объяснения, возвращение к прошедшим этапам позволяет: 1) обобщить прошлый опыт и понять его прежде чем перейти к прогнозированию, 2) позволяет подготовить читателя к прогнозу за счет «привыкания» к тексту в известной, понятной обстановке прошлого.

Основание

Собственно, первый роман великолепен: эпизоды жизни Основания разделенные 30, 50 и более — летними промежутками вызревания кризисов. С точки зрения текста: это от эпизода к эпизоду стареющие и сменяющие друг друга персонажи-вожди — сам Сэлдон, первый мэр Хардин, торговец-священник Пониетс, мэр Мэллоу. За пять эпизодов первого романа, как ни странно, Азимов умудряется поставить большинство вопросов, на которые в последующих частях Основания будет чаще отвечать, нежели ставить новые. Возможность прогнозирования будущего человеческих масс, граничные условия — обязательность незнания и естественного хода развития, вопрос жизни, обеспеченной «божественным» планом Сэлдона, ответственность за поступки и проблема выбора в условиях «плана». Именно этим пластом вопросов ценен эксперимент Азимова и именно поэтому первая часть «Основания» достойна самой высокой оценки за научность фантастики.

Вторая и третья части «Основания», между тем, показывают значительный спад в развитии авторской идеи: вместо оперирования историческими законами Азимов углубляется в судьбы отдельных людей, отчего прежний социальный эксперимент превращается местами в мелодраму, местами, грешит самоповторами. Сравнить хотя бы то, что на смену пяти эпизодам первой книги мы получаем по два исторических эпизода во второй и третьей, зато подробно задокументированных.

Основание и Империя

Эпизод 1. Столкновение со старой Империей.

Этот фрагмент еще продолжается в русле эксперимента. Старая Империя рассматривается Сэлдоном как один из кризисов и довольно лаконичное его разрешение — император сам уничтожает своего удачливого генерала, — продолжает исторические обобщения. Хотя и тут появляются определенные сюжетные натяжки — например, слишком большая роль отводится старику Барру.

Эпизод 2. Появление и победа Мула.

Собственно появление Мула нарушает по Азимову «план Сэлдона» и оно же пускает псу под хвост стройность дальнейшего повествования. Вместо законов истории на передний план выходит личность, действия которой не поддаются прогнозированию. Тем более, когда эта личность — мутант со сверхспособностями. Мул как персонаж интересен, а Азимов хорошо конструирует сюжет, в полной мере используя внутренние ресурсы и не плодя сущностей, поэтому книга по-прежнему хороша, но это уже не то «Основание». Мул сентиментальничает, он носится с Дейтой и ее мужем по всей вселенной, хотя попутно его корабли захватывают Основание, — сам сюжет уже не связан с историческим моделированием.

Можно возразить и это будет правомерно, что Азимов от общеисторических законов переходит к вопросу о роли личности в историческом процессе, но сам перескок — от исторических процессов к личности, — полностью меняет дух произведения: чем дальше, тем больше мы будем наблюдать личности, а не процессы. Впрочем, писательского мастерства Азимову не занимать и книга не превращается в приключенческое чтиво и написана вторая часть также хорошо. Просто, это уже другое Основание, а эксперимент так и не был завершен.

Еще пара интересных наблюдений: способность Мула подчинять эмоции окружающих упрощенно напоминает силу Исповедниц в «Правилах...» Гудкайнда. А повелитель Шулмы Джамуха (Олди, «Путь меча») втирается в доверие к героям под видом девицы-давини примерно как Мул под видом шута. Оба романа написаны заметно позже «Основания».

Второе Основание

Опять две части (Мул против второго Основания и Столкновение Оснований) и опять первая половина написана в ключе «Основания» а вторая — как приключенческий фанфик «по теме».

Эпизод 1. За схватку Мула с психологами автору можно ставить высочайшие баллы — до самой кульминации мы не догадываемся, чем все может завершиться и кто есть кто. А финальная схватка Мула с Первым оратором превосходна, как шахматная партия высочайшего уровня.

Эпизод 2. Вторая половина на удивление проста и грешит самоповторами. Во-первых, это не Основание, а какая-то «булычевщина» — девочка-главная героиня разруливает сюжет круче взрослых плюс совершенно игрушечная война (после ужаса Мула читателя такими картонными событиями удивить трудно), ну и развязка точь-в-точь концовка первой половины книги — агент Основания, внедренный в группу поиска, пятьдесят мучеников вместо одного — т.е. больше, круче, эффектнее, но по сути то же самое.

Впрочем, надо отдать должное автору, увязаны между собой множественные детали вплоть до изменения девочки Основателями согласно плану психологов, предложенному за несколько десятилетий (!) до этого.

В целом неплохо и достаточно увлекательно. Особенно первая из трех книг.

14 ноября 2009

© Алексей Бойков