Обсуждение Блохиной Ольги (2)Первое, что привлекает внимание в стихах Ольги,– это искренность. Здесь нет надрывных криков, здесь все тихо, просто и часто печально. Близкими сердцу оказываются умеренная печаль:
Последней угловатой тенью // Мелькнули в небе журавли.//
Растаяли,– еще мгновенье,– // И покачнулся край земли.
– некое одухотворенное любование миром в попытке осмыслить и понять его значение:
Шепот волн, шорох листьев, волненье прибоя,
Горсть жемчужин в прозрачной руке,
Проблеск памяти, сон, нет,– нас, кажется, двое,
Мы – как рифмы в бегущей строке.
– все это, без сомнения, присутствует в стихах Ольги.
Наиболее удались, на мой взгляд, автору стихотворения о природе и стихотворения, в которых через природу раскрывается внутреннее состояние лирического героя.
И стволы у деревьев, как свечи
Догорают на сильном ветру,
И все кажется, странные речи
Кто-то чуждый бормочет в бору.
Красочные, душевные и милые образы, часто раскрывающие истинное чудо существования человека в окружающем мире.
Пахнет сеном и дикою мятой,
И на сердце просторно, светло,
И тетрадный листок, весь измятый,
Белым голубем рвется в стекло.
Менее удались, пожалуй, философские размышления. Объясняется это, вероятно, следующим. Лирический герой наблюдает, пытается обобщать, но, по какой-то причине, неспособен задать точный вопрос и ответить на него самому себе. На мой взгляд, объяснить это можно двумя причинами: либо некоторая склонность к печали, страданию, которая позволяет «не заметить» положительных моментов и понять мир в его полноте, и отсюда получаются шаблонные мотивы разочарования:
Ты ищешь любви в этом мире,
Ты все еще ищешь любви.
Любовь – это то, что в эфире,
А здесь – только грусть на крови.
– либо нерешительность мешает отринуть устоявшуюся точку зрения, чтобы увидеть мир по-новому, и опять же, полнее, глубже его понять и передать читателю. И получаются такие строки, в которых больше вопросов, на которые дан один ответ: не знаю и вряд ли узнаю.
А зачем, для чего, кто ответит?
И земное оставив земле,
Мы уходим, а взрослые дети,
На вселенском летят корабле.
И получается изначальное ожидание поражения, лирический герой в конце концов смиряется с неизбежностью, так и не ответив на вопрос: почему? Зачем? Зачем и почему он опускает руки и слишком часто уходит в мир снов?
По технике стихов хочется отметить частое отсутствие даже приблизительных рифм (земля-заря, липа-черника, дверь-день), использование неоправданных шаблонных выражений (рифма лет-свет-нет-поэт, любви-крови, солнце включит алтарь, мир находил далекий и призрачный свет, часто употребляемое «ненастье»), излишняя последовательность повествования за счет использования деепричастий и союзов – «тот, что, который», в некоторых стихах сбивается ритм («О, небо, ты изогнутою чашей», «Ты меня предал или продал»), иногда употребляются неблагозвучные инверсии («Но все его слабее силы», «цветных осколков груда»), иногда размытые и штампованные образы. Что хотелось бы отметить – присутствуют красочные описания, часто очень яркие, живые образы, приятная звукопись, простота восприятия.
отзыв, поэзия, обсуждение, 2004, Иваново 2
Оставить комментарий (будет виден только после проверки)
|